var siteurl='/'; var tmplurl='/templates/ja_purity_ii/'; var isRTL = false; Куйбышев довоенный

Музей истории образования городского округа Самара имени А.М. Зубовой

при МБУ ДО «ДШИ №4» г.о. Самара на базе МБОУ Школа №92

Вы здесь: О музее Основные разделы музея Куйбышев довоенный

Школьная политика и образование в советский период

 История отечественной школы в советский период развивалась крайне драматично и противоречиво. В ней прослеживаются несколько крупных этапов, в основном совпадающие с важными периодами в развитии страны.

Школе в культурных преобразованиях отводилась особая роль как образовательному институту и инструменту коммунистического воспитания. Известны слова В. И. Ленина, сказанные им на первом съезде работников просвещения: «Победу революции может закрепить только школа... Воспитанием будущих поколений закрепляется все, что завоевано революцией». «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти», — говорилось в документах Восьмого съезда Российской коммунистической партии в 1918 г.

Вскоре после октября 1917 г. началось разрушение существующей системы образования. Уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, духовные образовательные учреждения, было запрещено преподавание древних языков и религии. Была проведена чистка, она должна была определить состав учителей новой школы.

Пути формирования новой школы определялись в документах, принятых в октябре 1918 г.: — «Положении о единой трудовой школе» и «Основных принципах единой трудовой школы (Декларация). Советская школа создавалась как единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: первая — 5 лет обучения, вторая — 4 года обучения. Провозглашалось право всех граждан на образование независимо от национальной принадлежности, равенство в образовании мужчины и женщины, безусловность светского обучения (школа отделялась от церкви). Кроме того, на учебные заведения возлагались воспитательная (прививать учащимся социалистическое сознание) и производственная функции.

Школа в первые послереволюционные годы испытывала огромные материальные трудности. Школьные здания пребывали в запустении, для учеников не хватало бумаги, учебников, чернил. Учителя, годами не получающие зарплату, уходили из школ. Рассыпалась сложившаяся сеть учебных заведений. Дети и школа оказались жертвами голода и разрухи. Только в Поволжье в 1921 г. голодало около 3 млн детей и подростков. Доля просвещения в бюджете, доходившая в 1920 г. до 10%, в 1922 г. упала до 2—3%. С 1921 г. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный. В качестве временной меры в 1922 г. в городах и поселках городского типа была введена плата за обучение, сельские школы были, в основном, «договорными», т. е. существовали за счет местного населения.

В качестве первоочередной задачи, входящей в комплекс мер культурного строительства, Советской властью провозглашалась борьба с неграмотностью. Население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.

В борьбу с неграмотностью включились комсомол и профессиональные союзы. Однако выполнить этот план не удалось. Темпы ликвидации неграмотности были ниже планируемых, отставала материальная база, число неграмотных пополнялось за счет подростков. Становилось ясно, что проблемы просвещения не решаются кавалерийским наскоком, требуется прежде всего укрепление главного звена образования — школы.

Во второй половине 20-х годов школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. По мере общего улучшения экономического положения страны росли государственные ассигнования на народное образование. В 1927— 1928 учебном году число учебных заведений по сравнению с 1913 г. выросло на 10%, а количество учащихся — на 43%. В 1922—1923 учебном году на территории страны насчитывалось около 61,6 тыс. школ, в 1928—1929 учебном году их число достигло 85,3 тыс. За тот же период количество семилетних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них — вдвое.

В 20-х годах продолжили свои поиски опытно-показательные учреждения, сохранившие дух экспериментальных школ дореволюционной России, ставшие инициаторами различных нововведений: Первая опытная станция С. Т. Шацкого, детская колония А. С. Макаренко и другие. В течение 20-х годов прошли опытную проверку несколько систем и типов учебных заведений: девятилетняя общеобразовательная школа, девятилетняя школа с профессиональными уклонами, девятилетняя фабрично-заводская школа.

Становление марксистского обществоведения началось в 1921 г., когда декретом Совнаркома РСФСР был принят новый устав высшей школы, ликвидировавший ее автономию. Введение в вузах с 1921 г. обязательного изучения марксистских общественных дисциплин. Старая вузовская профессура была не способна или не хотела вести преподавание исторического материализма, политэкономии, истории партии и других предметов.

Перелом в преподавании общественных наук наступил в 1924 г., когда состоялся первый выпуск из Института красной профессуры..

Крупные изменения в школьном образовании произошли в 30-е годы. В 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении».

В годы первой и второй пятилеток развернуть строительство новых школ: за этот период открылось около 40 тыс. школ. Была расширена подготовка педагогических кадров. Учителям и другим школьным работникам повысили заработную плату, которая стала зависеть от образования и стажа работы. К концу 1932 г. почти 98% детей в возрасте от 8 до 11 лет были охвачены учебой. Продолжалась работа по ликвидации неграмотности, которая давала определенные результаты, но еще в 1939 г. каждый пятый житель страны старше 10 лет не умел читать и писать.

В начале 30-х годов изменилось содержание и методы обучения в школе. Были переработаны школьные программы, созданы новые стабильные учебники, введено преподавание всеобщей и отечественной истории. Основной формой организации учебного процесса стал урок, вводились строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка. Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями.

 

Вы здесь: О музее Основные разделы музея Куйбышев довоенный